Георгиевская ленточка

2 мая 2012 г.

Нам не нужна мода на грамотность!


Совершенно случайно обнаружила в газете «Взгляд» интервью с  писателем Захаром Прилепиным, автором  текста для «Тотального диктанта». Поразили и заставили задуматься слова писателя: «Правильная устная и письменная речь – не менее важная черта, чем умение одеваться, хороший стиль и т.п. У нас стало модно обращать внимание на одежду, ботинки, запонки, а как же речь, орфография, запятые? Сейчас ведь все ведут блоги, присутствуют в социальных сетях, и если появится мода на грамотность, будет очень хорошо».

В чем-то  не могу согласиться. Мода - дама капризная и явление преходящее. А грамотность должна быть величиной постоянной и потребностью естественной. Как, например, почистить зубы по утрам. И совсем не важно, что и где вы пишете: официальная ли это бумага, статья ли это в газету, пост ли в блог или сообщение в ICQ
Грамотность должна прививаться с детства через любовь к хорошим книгам, к красивым словам.
Кстати, однажды на уроке литературы прозвучало мнение, что необходимо пересмотреть школьную Программу и заменить некоторые художественные произведения на другие, более современные. Мол, есть сегодня много авторов, достойных внимания.
 Мне любопытно стало: а что читает наше молодое поколение? Произведения каких авторов считает достойными и интересными?
 Поделитесь мнением! Сделать это можно здесь.

А здесь результаты наших раздумий...

3 комментария:

  1. Выскажу свою мысль в пользу грамотности, столь необходимой каждому человеку, который живет среди людей. Человек - существо исключительно социальное, к тому стремящееся окружающее пространство максимально обустроить под свои нужды для своего же комфортного мироощущения. А как человек может повлиять на окружение? Через поступки и речь. Речь несет самую важную - коммуникативную функцию. От того, насколько понятно и доступно мы изъясняемся, зависит, как нас поймут, и какие сделают выводы. Наблюдая в последние годы, как пользователи Интернета смело жертвуют грамотностью в попытке вылить в социальные сети максимально возможное количества контента за минимальное время, становится грустно. Знаки препинания уже не нужны, пропадают буквы, слова, им на смену приходят новые - уродливые и отрывистые, какими обменивались, наверное, наши далекие предки на заре возникновения речи. К чему я все это излагаю? А на самом деле все просто! Вспомните всем известную фразу "Казнить нельзя помиловать". От того, как нас поймут, зависит - побьют или приветят. Большинство конфликтов, в особенности бытовых и межличностных, возникают от недопонимания оппонентами друг друга. А где может зародиться консенсус, когда люди не могут изложить свою мысль (уже хорошо, если она есть), и не могут придать ей удобоваримую форму? Правила языка ведь для того и существуют, чтобы мы пользовались единым речевым инструментом. Вот поэтому я придаю грамотности большое значение в нашей жизни.

    ОтветитьУдалить
  2. "Наблюдая в последние годы, как пользователи Интернета смело жертвуют грамотностью в попытке вылить в социальные сети максимально возможное количества контента за минимальное время, становится грустно. Знаки препинания уже не нужны, пропадают буквы, слова, им на смену приходят новые - уродливые и отрывистые, какими обменивались, наверное, наши далекие предки на заре возникновения речи".

    Готова подписаться под каждым Вашим словом!!!!
    Я уже писала, что меня, как учителя, волнует неумение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Это скорее следствие недостатка общения со сверстниками. У нас далеко не все дети посещают детские сады. Что страдает? Конечно, коммуникация!
    И в школе тенденция нехватки общения сохраняется. На уроках дети учатся, а после уроков расходятся по домам. И что?! Конечно, садятся за компьютеры... Дети мало общаются, а значит и мало разговаривают. Если ребенку показать яркую радугу при грибном летнем дожде и попросить описать свои эмоции, то что мы можем услышать: «Вау!», «Круто!», «Ништяк!»… Я не говорю о всех детях, я говорю о некой тенденции, которая сегодня наблюдается.
    Наблюдая за перепиской в социальных сетях, я иногда прихожу в тихий ужас: чем маешься (чем занимаешься), че нить приготовлю (что-нибудь приготовлю), лю тя (люблю тебя), споки ноки (спокойной ночи)… Потому что реальное живое общение потихоньку заменяется на виртуальное. И нам не надо думать, какими словами мы можем выразить радость, или как подобрать слова восхищения. Все ооочень просто: достаточно поставить), а если тебе что-то очень нравится, то можно щедро и))).
    Мы не видим глаз, мало разговариваем... Недавно прочитала на сайте «Фитнес для мозга»: «Я бы обнял тебя, чтобы тебе не было грустно. Но я просто текст». И трогательно и …грустно!!!
    Конечно, о формировании монологической контекстной речи в такой ситуации много не скажешь. Страдает она! ТОлько на уроке это сделать очень трудно, нужно, чтобы дети формировали свою речь и в процессе общения с родителями, с товарищами…

    ОтветитьУдалить
  3. Хотя, не могу не отметить, что сетевое общение тоже очень важно в наше сумасшедше-ритмичное время! И, как это ни парадоксально, полезно. Ведь именно виртуальное общение дает нам возможность общаться в любое время суток, оно же экономит наше время, и оно же облегчает нам жизнь.

    ОтветитьУдалить